НАЦИОНАЛ-ЭРОС, или ТОРЖЕСТВО КОРОБОЧКИ
(текст к выставке лоскутных ковров в музее Достоевского, январь 1996 года)
Откуда берутся лоскутные ковры? Из мира любви, мира Эроса. Любви к старым лоскуткам, к наивной поздравительной открытке, к русским пейзажам (они есть), русскому искусству, деревенскому быту (ещё встречаются остатки). С его оленями, барышнями и розами на настенных ковриках, полосатыми дорожками на полу - полосатыми и разноцветными, как череда дней, как смена погоды и настроения, дня и ночи, времён года...
Квилт - это не просто утилизация ненужных вещей, скопившихся в шкафу - вещей, которые жалко выбросить на помойку, но иное применение которым трудно найти. Квилт - это ещё и этнография, история, археология, живопись, магическое действо.
В новорожденный ковёр вплетаются фрагменты старых, иногда старинных тканей, ленточек, кружев. Часто это фрагменты вещей близких людей - отцов, бабушек, прадедушек, которые они носили в старости, юности, детстве. Лоскутки спасаются от смерти, от ухода в небытиё, им даруется новая жизнь - может быть впервые лишённая утилитарного предназначения и служащая только для чистой красоты. Ах, Ганс Христиан Андерсен, где твоё перо?
Не вызывает ли это глубинного эха в женских сердцах - когда-нибудь после долгой службы Золушкой побывать на балу в платье принцессы и обязательно в хрустальных башмачках (апофеоз антиутилитарности).
Квилт увековечивает биение крови безвестных художников, рисовавших эскизы тканей, все эти цветочки, завиточки, горошки и полоски, увековечивает вкус некиих состарившихся или уже покинувших этот мир людей, которые некогда красовались во всём этом - цветастых ситцах, кримпленовых платьях, мрачно-серых пиджаках, нейлоновых рубашках (как эта тема была бы близка русскому философу Н.Фёдорову, стороннику бессмертия). Всё это выстраивается в длинную череду эпизодов - чем не цветная и осязаемая руками кинохроника минувших годов?
Вообще, работа над квилтами чем-то сродни режиссуре - синтетическому виду искусства, мастерству выстраивать что-то своё при помощи готового чужого. Трудно работать с пустым холстом. Готовые лоскуты, с готовым цветом, фактурой, ритмом орнамента - способны расшевелить самое угасшее воображение, пробудить потухшие воспоминания - то ли из детства, то ли из детства предков, то ли из чужих жизней. Куда заведёт игра с лоскутками - это непредсказуемо, как игра с актёрами. После завершения работы ещё долго открываются пласты смыслов и энергий, закодированные в обрывках тканей, созданных давным-давно чьей-то волей, фантазией и вкусом.
Иметь такой коврик на стене в городской квартире - это не совсем то же самое, что иметь ковёр из синтетических нитей, вытканный на фабрике. Машинный ковёр - это тяжесть и машинная ограниченность цвета, тоска от груза тиража, это некое отсутствие присутствия, это просто утеплённая механически стена. Рукотворный коврик из лоскутков - это картина, это тепло человеческих рук. Это возможность воспоминаний о тех , кто носил все эти тряпки, это напоминание о череде разноцветных дней, это окно в ту жизнь, о которой приятно мечтать, или которую приятно вспоминать, или придумывать.
Лоскутное искусство - это национальное искусство нашего времени, искусство обнищавшего мечтателя, нашедшего свою утончённую прелесть в латании дыр, перекраивании старья. Если уж мечтать - то о самом заветном. О мире, где царит гармония, Любовь, Эрос..
Этой тематикой явно и тайно проникнуты все работы, представленные на выставке.